Лечебная физкультура при лечении костного туберкулеза

pliaj

Лечебная физкультура.

Тут старые научные каноны предписывают абсолютный покой, гипсовую кроватку, гипсовую повязку, ортопедический лиф и ремни, которые «фиксируют» ребенка настолько прочно, что если бы он и хотел двигаться, ему это не удастся. Даже та, невинная, в сущности, лечебная физкультура, которая применялась в Евпатории до войны и при которой допускались движения только в здоровых конечностях, вызывала со стороны консерваторов серьезные нападки. Это, однако, не остановило тех, кто взял под сомнение устаревшее мнение, что будто только покой является эффективным средством лечения костно-суставного туберкулеза. Особенно настойчиво лечебная физкультура стала внедряться в практику костнотуберкулезных санаториев после войны.

Если вы хотите узнать как правильно накачать пресс или мышцы рук — рекомендую сайт ПроАтлетов.ру. На нём есть упражнения, диеты и фитнес-программы.

Теперь в Евпатории уже нет споров о том, вредна или полезна для костнотуберкулезных больных лечебная физкультура, и нет ни одного санатория, где бы она не применялась в том или ином масштабе. Дискуссия идет лишь о том, при какой стадии развития болезни допустимо включение гимнастических упражнений в лечебный комплекс и каковы границы допущения движений больной конечности.

Особенно последовательно и убежденно лечебная физкультура применяется в Санаторий Министерства обороны в Евпатории, детском санатории Военного Министерства обороны —
(http://www.evpatori.ru/istoriya-evpatorijskogo-detskogo-klinicheskogo-sanatoriya-mo-ukrainy.html).

Здесь глубоко изучено вредное влияние на организм ребенка вынужденного покоя. Для этого не только анализировались наблюдения у постели ребенка. но и проводились специальные рентгенологические исследования и эксперименты над животными.

Врач санатория А. П. Гущин а 1947 году закончил научную работу на тему о вредном влиянии покоя на кости конечностей больных. Он показал, что при костно — суставном туберкулезе в результате длительного покоя и бездействия наступают характерные изменения даже в отдаленных от туберкулезного очага здоровых костях и суставах, нарушается нормальная структура костной ткани.

Под влиянием чрезмерного длительного покоя развивается другое грозное явление — контрактуры, выражающиеся в том, что конечности не сгибаются и не разгибаются. Бросается в глаза, что руки, которые остаются свободными при любой фиксации больного ребенка, развиваются нормально, а ноги отстают в развитии и росте, кости их истончаются, мускулатура атрофируется. Вывод напрашивается сам собой: там, где есть движение — развитие и рост костей идут нормально; неподвижность вызывает задержку роста и глубокие структурные изменения даже в не пораженных туберкулезом костях. Значит, для сохранения нормального процесса развития ребенка ему жизненно необходимо движение. Поскольку покой для больного органа все же необходим, в санатории пришли к выводу, что лечить костный туберкулез надо умелым сочетанием покоя и движения.

Пути внедрения лечебной физкультуры нащупывались с большой осторожностью, чтобы не нанести вреда больным. На первом этапе допускались лишь легкие упражнения для верхних конечностей и движения в голеностопных суставах с целью разработки уже образовавшейся «конской стопы» (положение, когда голеностопный сустав «окостенел», движения в нем нет и человек вынужден ходить лишь на пальцах стопы). Но но это разрешалось лишь тем больным, у которых процесс в костях был в стадии выраженного затихания.

Позже, в целях предупреждения калечащих последствий вынужденного покоя, стали назначать лечебную физкультуру несколько раньше — в стадии начала затихания процесса. Но вскоре стало ясно, что к этому моменту вредные последствия вынужденного лежания заходят так далеко, что о профилактике уже поздно думать. Тогда лечебную физкультуру начали применять в стадии разгара процесса. Вначале допускались движения только в здоровой конечности и в голеностопных суставах обеих ног при заболевании позвоночника. Затем стали действовать смелее и разрешили движения во всех здоровых суставах больной конечности.

В последние годы лечебная физкультура стала обязательным составным элементом лечебного комплекса для всех детей. Весь день насыщен ею. Утром проводится гигиеническая гимнастика, потом групповые занятия, индивидуальные задания с упражнениями несколько раз в день, «физкультминутки» в перерывах между учебными занятиями. Занятия лечебной физкультурой проводит весь персонал — врачи, медицинские сестры и воспитатели, не говоря уже о специальном штате методистов-физкультурников.

Покой для больного органа, движение — для всех здоровых мышц и суставов — таков первый принцип, на котором основана методика лечебной физкультуры. Второй принцип — лечебная физкультура должна начинаться со времени поступления больного в санаторий и продолжаться без перерывов до излечения.

В практике санатория широко применяется так называемая аппаратная гимнастика. Аппаратура для этой цели разработана и сконструирована на месте врачами и методистами санатория. Особенно охотно дети работают на педальном аппарате. Аппарат этот состоит из двух педалей, соединенных упругими пружинами, и подвешивается к спинке кровати в ее ножном конце. Больной по очереди, то правой, то левой ногой, нажимает на педали, преодолевая сопротивление пружин. Он как бы «ходит» в постели, лежа ил спине.

Для предупреждения контрактур с большим успехом применяют также специальный аппарат. Он представляет собой круглый металлический валик, закрепленный на вертикальных стойках. Если вертеть валик стопой, лежа на кровати, получаются легкие гимнастические упражнения для мышц всей ноги, не нарушающие покоя в туберкулезном очаге, но достаточные для предупреждения развития контрактур.

Раньше ребенка учили ходить только после полного затихания процесса и заключения консилиума врачей о возможности поставить больного на ноги. За долгие годы лежания в постели ребенок терял «чувство земли», утрачивал способность координировать движения и чувство равновесия. Мышцы у него были настолько ослаблены, что он с трудом удерживал туловище в вертикальном положении. Ноги у ребенка дрожали, лицо синело, он не мог в первый раз простоять без поддержки и полминуты. Приходилось водить его на полотенце. Не менее двух месяцев требовалось, чтобы больной вновь научился ходить.

Совершенно иная картина наблюдается, когда становится на ноги ребенок, занимавшийся лечебной физкультурой, особенно, если он, кроме всего прочего, работал на педальном аппарате или на «валике». Такой ребенок уверенно стоит на земле, сохраняя при этом хорошую осанку, в посторонней помощи не нуждается и овладевает процессом ходьбы за 5—6 дней. Сокращение процесса обучения ходьбе укорачивает срок пребывания больного в санатории.

Но это не единственный результат занятий гимнастикой. Физкультура доставляет много радости детям. Она улучшает аппетит у больных. Благодаря физкультуре дети прибавляют в весе, у них увеличивается емкость легких, развивается мышечная сила. Под влиянием лечебной физкультуры у больных санатория Военного министерства совершенно изжиты калечащие изменения вроде «конских стоп», разболтанности коленных суставов и других порочных положений.

И, наконец, лечебная физкультура благотворно влияет на течение костнотуберкулезного процесса. Заживление в пораженных костях начинается раньше и заканчивается в более короткие сроки. Установлено, что чем раньше начинает ребенок заниматься физкультурой, тем скорее он поправляется.

С помощью лечебной физкультуры успешно ведется борьба с параличами конечностей—одним из самых тяжелых осложнении при туберкулезе позвоночника В таких случаях назначается так называемая гимнастика при помощи «посылки импульсов». Врач объясняет ребенку с парализованными ногами, что он может сознательно заставить свои ноги двигаться, для этого ему нужно лишь почаще «приказывать» им двигаться и представлять себе, что они уже двигаются. Дети с парализованными ногами в течение некоторого времени могут при этом только «в уме» шевелить пальцами, сгибать и разгибать суставы. Но в конце концов при настойчивых занятиях они добиваются, что вначале шевелятся большие пальцы ног, потом все остальные пальцы, наконец, стопы и т. д.

Постепенно «гимнастика импульсов» переходит в гимнастику в обычном смысле слова и движения восстанавливаются в полном объеме. Гимнастика путем посылки импульсов основана на павловском учении о второй сигнальной системе. Лечебным фактором в данном случае является слово, внушение.

Таким образом, старой консервативной терапии, основанной на принципе невмешательства в течение костнотуберкулезного процесса, нанесен сокрушительный удар. Лечебная физкультура помогает сокращать сроки лечения костного туберкулеза и избавляет больных от тяжелых, калечащих последствий длительного вынужденного лежания.

Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.

Comments are closed.

© 2011—2015 Лечение в санаториях Крыма. Использование информации допускается только со ссылкой на http://medcrimea.ru/

Яндекс.Метрика